Кэмпхиллы… Это слово, наверное, известно немногим, и особенно у нас, в России. А между тем, в мире уже более полувека существует целое движение, объединяющее эти необычные поселения. Поселения, где живут вместе здоровые и больные, взрослые и дети, где есть место для любого человека, каким бы он ни был, и где никто не чувствует себя больным и ненужным. Своеобразная маленькая страна, в которой нет инвалидов — есть лишь люди с разными возможностями.

Впервые такое поселение появилось в 1940 году в Шотландии, в поместье «Кэмпхилл», где усилиями врача, педагога и гуманиста доктора Карла Кёнига было основано первое экспериментальное лечебно-педагогическое поселение для больных детей. Представляете: мир на пороге войны, а здесь, в тихом шотландском поместье, появляется своеобразный островок детства — словно последний рубеж добра и человечности среди безумного мира, стоящего на пороге самой страшной, бесчеловечной войны…

С тех пор Кэмпхиллы стали строиться по всему миру. А в 1994 г. под Волховом (Ленинградская обл.) появилось первое подобное поселение и в России — деревня «Светлана». И все-таки, что же это такое — Кэмпхиллы? В чем заключается их необычность, особенность? Чтобы познакомиться с ними поближе, мы решили обратиться к директору Антропософского Центра социальной терапии (г.Чебоксары) В.Л. Емельянову.

Знакомьтесь:

КЭМПХИЛЛЫ


— Владимир Леонидович, расскажите немного о том, что такое Кэмпхиллы.

— Кэмпхиллы — это, прежде всего, общины, сельские общины, где люди живут, работают вместе, где они сами создают друг для друга то, что им необходимо для жизни. Там общий труд, общий денежный фонд, общие праздники. Там много различных мастерских (столярных, гончарных и т.д.), где они могут работать и производить друг для друга то, в чем нуждаются. Что-то из этого потом, если нужно, может продаваться где-то в городе, а полученные средства затем можно использовать для приобретения недостающего.

— А в чем главная особенность Кэмпхиллов, что их отличает от других подобных поселений? И для чего они вообще создаются?

— Особенность Кэмпхиллов в том, что вместе со здоровыми и наравне со здоровыми там живут люди с различными нарушениями. Кэмпхиллы как раз и были созданы для того, чтобы там жили наравне и здоровые, и больные, чтобы создать такие условия и такую среду, чтобы через саму жизнь помогать и тем, и другим. Думаю, первоначально идея была в том, чтобы таким образом помогать больным. Но потом эта идея еще более выросла: фактически, помогать всем — и больным, и здоровым, потому что, ведь помощь требуется на самом деле всем. Общение, взаимопомощь, какие-то чисто человеческие отношения, где мы просто живем друг с другом, и мы друг другу помогаем, помогаем просто, как друзья — это ведь необходимо в действительности всем. И вот для этого и создавались такие общины. Жить там можно и семьями. Можно обзаводиться семьей. И живут там люди годами, а то и десятилетиями.

— Но это, наверное, очень непросто — жить в такой общине, и особенно больным?

— Да, это очень сложно, конечно. Но не потому, что там какие-то неудобства в бытовом плане. Нет, для больных там создаются все необходимые условия, облегчающие их быт. Но, с другой стороны, представьте: община охватывает некоторую территорию — сама деревня, потом какие-то сельхозугодья, там огромный объем работы. И в этой общине очень жесткий распорядок. Завтрак, учеба, обед, работа — все расписано. И это изо дня в день. И постоянно рядом с тобой больные, взрослые и дети. Это очень большая моральная внутренняя работа, и очень ответственная, когда, с одной стороны, у тебя полная свобода действий, ничто тебя, вообще-то, не связывает, но с другой стороны, раз ты принял это — значит, должен выполнять. Там общие праздники, там вообще много общего, но в то же время у каждого есть своя комната, каждый живет как бы в своей небольшой квартире. Там создаются все условия для людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли жить и работать, занимаясь тем, что им интересно. Но главное, ты находишься там в единой социальной среде, как бы в такой большой семье, где все родные, близкие люди, и где, вообще-то, нет больных — есть лишь люди с разными возможностями и способностями.

— Здорово! Наверное, там люди и не чувствуют себя больными. И это им как-то помогает?

— Конечно. В этом и заключается работа с больными. В первую очередь, здесь важно само отношение к таким людям. Там каждого больного принимают таким, какой он есть. Где, хотя я и говорю — «больной», но с другой стороны, это не больной, он такой же, как и я. Т.е., главное — выработать совершенно другое отношение к больному, и к человеку вообще. И через это происходит терапевтический эффект, через это идет исцеляющее воздействие на человека. Он сам начинает по-другому относиться к себе, к своему положению в жизни, к своим возможностям. Он видит, что мы общаемся с ним наравне, работаем вместе — и он перестает замечать, что он больной, он живет, работает и стремится к чему-то точно также, как и я. А с другой стороны, большую роль играет чисто социальный эффект, потому что такой больной включен в социальную жизнь, он играет в общине такую же роль, как и все. Любой человек в общине, даже если он тяжело больной, к примеру, аутист или Даун, имеет такое же право голоса, что и директор этой общины. Там все равные, различие по вертикали идет только с точки зрения обязательств. Более того, часто решения принимаются исходя из права голоса больного, т.е. больной что-то предложит — и это предложение принимается всей общиной, оно рассматривается.

— А в чем заключается терапевтический эффект, о котором вы говорили? Как вот эта жизнь в такой общине влияет на людей, и прежде всего на больных?

— Понимаете, сейчас все, что делается в медицинских и реабилитационных учреждениях — это все основывается на искусственно создаваемом, т.е. терапия оказывается за счет каких-то искусственно создаваемых средств, медикаментов и т.п. Но возможен еще и другой путь помощи — это естественный путь, когда для человека создаются такие социальные условия, такая жизненная среда, что он уже сам начинает вбирать в себя из этой среды, из этого жизненного пространства все то, что ему необходимо. И вот тогда, когда для человека создаются необходимые условия для исцеления, когда вокруг него образуется социально-терапевтическая атмосфера (мы ее так и называем), и рядом с ним люди, которые создают и поддерживают эту атмосферу и непосредственно живут в ней — тогда терапия становится естественной и действенной, как сама жизнь, потому что человек сам начнет вбирать в себя все то лучшее и необходимое, что идет из этого пространства, из этой жизненной среды — от людей, от условий, от естественных каких-то действий (допустим, ритм дня, труд, праздники, творчество). Он как бы начинает заниматься самотерапией, исходя из интереса, из любви к этому пространству, исходя из того, что они хотят жить и трудиться — их никто не заставляет, но они, находясь в этом окружении, с удовольствием трудятся, с удовольствием общаются друг с другом, с удовольствием живут этой жизнью. В человеке рождается, крепнет и реализуется внутренняя воля к действию. Когда все делается с удовольствием, с интересом и любовью, тогда те качества, которые мы называем ограниченными возможностями, начинают человеком как бы отодвигаться на второй план. Он их уже не замечает! В этом человеке вдруг просыпается совершенно другой человек — здоровый. И в нем этот здоровый человек начинает преобладать в жизни.

— А вообще-то, абсолютно больных и абсолютно здоровых людей, наверное, и не бывает. В каждом есть что-то больное и что-то здоровое.

— Естественно. Всегда в человеке есть и больное, и здоровое, в любом человеке. И в самом, казалось бы, здоровом есть что-то больное, и в самом тяжелобольном есть что-то здоровое. Задача состоит в том, чтобы в жизни человека — любого человека — выдвинуть на передний план его здоровое начало. Чтобы по жизни этого человека вело уже не его больное, а именно его здоровое. И тогда у этого человека начинают появляться определенные силы — здоровые силы, он уже ориентируется на здоровые силы. А больные он как бы отодвигает на задний план, забывает о них. И потихоньку через это здоровое он начинает излечиваться. Излечиваться и на физическом, и на психическом, и на душевном плане.

— И это приводит к каким-то реальным изменениям в состоянии человека?

— Конечно. Вот посмотрите: вообще, что такое состояние человека? Мы его всегда можем некоторым образом делить на физическое состояние, душевное состояние, и духовное состояние. И мы всегда можем наблюдать, как у каждого человека эти три состояния проявляются. У одного проявляется, допустим, больше физическое, когда присутствует только физическая немощь, и она его полностью поглощает. Это отражается на его внутреннем, душевном и духовном состоянии — он пассивен, подавлен, ему неинтересно жить. Такому человеку очень трудно помочь, он сам не стремится изменить что-то в своей жизни. А вот эта среда, эта атмосфера, о которой я говорил — она начинает воздействовать на его духовное состояние, на его духовный стержень. Если у человека это просыпается, и за этим начинает проявляться его душевное — эмоции, интерес к жизни, — тогда человек начинает жить, независимо оттого, какой бы он ни обладал немощью физической. Вот это задача задач! Потому что на самом деле, самое основное в человеке — это духовное. Если в этом человеку помочь, если помочь ему понять, что он хоть и родился таким, и это практически невозможно исправить, но это далеко не все, он не ограничивается только этим, он представляет собой что-то большее, чем только это — тогда все в его жизни начинает меняться. Человек начинает любить жизнь, просто жизнь! Любить солнышко, траву. Он начинает радоваться жизни! И если понаблюдать просто тех людей, тех больных, которые живут в таких общинах, то можно увидеть, как это сильно работает, потому что там совершенно удивительные просто… скажем так, «больные» люди (смеется). Удивительные!..




P.S. Кэмпхиллы: взгляд изнутри

Даже Ильза может играть. Ильза сидит в каталке и, довольная, улыбается. Нельзя узнать, понимает ли она то, что происходит вокруг нее. Она не разговаривает, но с удовольствием смотрит на то, что происходит в помещении. В программе следующим пунктом стоит игра «отражение в зеркале». Сейчас очередь Марии. Мы садимся напротив друг друга, и я произвожу простые движения руками, ногами и т.д. Мария — «зеркало», она все повторяет. После того как все пять человек из моей группы сыграли в «зеркало», я обращаюсь к Ильзе. Я заговариваю с ней, подбадриваю быть моим зеркалом, — и действительно: она, колеблясь, смотрит на меня, поворачивает голову вправо, как я, трогает рукой нос, как я, и громко смеется от удовольствия. Все громко аплодируют: они не думали, что Ильза может участвовать...

Доктор Карл Кёниг

Доктор Карл Кёниг — основатель первой лечебно-педагогической общины и всего Кэмпхилл-движения. Удивительно, но за несколько послевоенных десятилетий уче-никами К.Кёнига и при его непосредствен-ном участии по всему миру было создано около 70-ти Кэмпхилл-общин! Кроме того, д-р Кёниг является автором многих трудов по лечебной педагогике, эмбриологии, зооло-гии и других наук, в которых с необычных точек зрения рассматриваются болезни человека и возможные пути исцеления... В 2002 г. отмечалось 100 лет со дня рождения К.Кёнига.

Материал подготовил
Саша ИЛЬИН